ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Пальчиковая гимнастика

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона...». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребёнок занимается
пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6.У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
Помните!
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Правила выполнения пальчиковой гимнастики:
1. Сначала все упражнения выполняются медленно.
2. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
3. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
4. Сначала объясните ребёнку, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает.
Пусть каждая минута совместных занятий вернётся к вам сторицею!
Желаем успеха!
«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
Текст
|
Движения пальцев рук
|
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
|
Загибают пальчики, начиная с большого.
Сжимают и разжимают кулачки.
Загибают пальчики, начиная с большого.
«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.
|
«У ЛАРИСКИ ДВЕ РЕДИСКИ»
Текст
|
Движения пальчиков
|
У Лариски – две редиски.
У Алёшки – две картошки.
У Серёжки-сорванца –
два зелёных огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да ещё у Петьки
Две хвостатых редьки.
|
По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках
|
«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»
Текст
|
Движения пальчиков
|
Есть игрушки у меня:
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт, три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран –
Настоящий великан.
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать!
|
Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.
Загибают пальчики на обеих руках.
Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.
|
«НОВЫЕ КРОССОВКИ»
Текст
|
Движения пальчиков
|
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки –
на ногах ботинки.
А у пса на лапках –
голубые тапки.
А козлёнок маленький
надевает валенки.
А сыночек Вовка –
новые кроссовки.
Вот так,
вот так,
новые кроссовки!
|
Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших.
«Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.
|
«ПОСЧИТАЕМ В ПЕРВЫЙ РАЗ»
Работа над темпом и ритмом речи
Текст
|
Движения пальчиков
|
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
|
Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.
На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.
|
«ПЧЕЛА»
ТЕКСТ
|
ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВ
|
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали
От усталости упали.
|
Машут ладошками
На каждое название насекомого загибают один пальчик.
Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.
Машут лалошками.
Роняют ладони на стол.
|
«МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»
Текст
|
Движения пальчиков
|
Раз, два, три, четыре.
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире
|
Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.
Сжимают и разжимают кулачки.
Загибают пальчики, начиная с большого
Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
|
«ПОМОЩНИКИ»
Текст
|
Движения пальчиков
|
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
|
Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить.
Одна ладонь скользит по другой по кругу.
Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Одна ладонь скользит по другой.
Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить.
|
«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»
Текст
|
Движения пальчиков
|
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
|
Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.
Загибают по одному пальчику начиная с большого.
Ритмичные хлопки в ладони и удары кулачками.
|
«БУРЁНУШКА»
Текст
|
Движения пальчиков
|
Дай молочка, Бурёнушка,
Хоть капельку — на донышке.
Ждут меня котятки,
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку,
Творожку немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем даёт здоровье
Молоко коровье.
|
Дети показывают, как доят корову.
Делают «мордочки» из пальчиков.
Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Снова «доят».
|
«ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ»
Текст
|
Движения пальчиков
|
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел дождик погулять.
Шёл неспешно , по привычке,
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газонам не ходить!»
Дождь вздохнут тихонько: «Ох!»
И ушёл.
Газон засох.
|
Удары по столу пальчиками обеих рук.
Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.
«Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.
Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу
Часто и ритмично бьют в ладоши.
Ритмичные хлопки по столу.
|
«ПИРОГ»
Текст
|
Движения пальчиков
|
Выпал снег на порог.
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.
|
Дети два раза медленно опускают ладони на стол.
Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.
«Бегут» пальчиками обеих рук по столу.
Опять показывают, как пекут пироги
|
«НАША ГРУППА»
Текст
|
Движения пальчиков
|
В нашей группе все друзья.
Самый младший – это я.
Это Миша.
Это Саша.
Это Юра.
Это Даша.
|
Дети ритмично стучат кулачками по столу.
Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.
|
«ОСЕНЬ»
Текст
|
Движения пальчиков
|
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзы – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
|
Плавные волнообразные движения ладонями.
Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Спокойно укладывают ладони на стол.
|
«АПЕЛЬСИН»
Текст
|
Движения пальчиков
|
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька — для бобра.
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь – кто куда!
|
Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.
Показывают 10 пальцев.
Показывают 1 палец.
Загибают большой палец левой руки
Загибают указательный палец.
Загибают средний палец.
Загибают безымянный палец.
Загибают мизинец.
Бросательное движение правой рукой
Сжимают кулаки и прижимают их к груди.
«Бегут» пальцами по столу.
|
«ПТИЧКИ»
Текст
|
Движения пальчиков
|
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан.
Птички, птички, по домам!
|
Дети загибают по одному пальчику на обеих руках.
Машут сложенными накрест ладонями.
Машут обеими руками как крыльями.
|
КОМПЛЕКС №1
Текст
|
Движения пальчиков
|
«Стол»«Стул»«Ворота»«Мост» |
Кулак левой руки ставится на стол, прикрывается раскрытой ладонью правой руки
Кулак левой руки ставится на стол, раскрытая ладонь правой руки приставляется к левому кулаку.
Обе ладони выпрямляются, соединяют пальцы левой и правой руки, большие пальцы направлены вверх. Ворота находятся на уровне груди ребёнка. Их открывают и закрывают (пальцы должны быть прямыми).
Выпрямленные и соединённые пальцы поднимаются тыльной стороной вверх, локти стоят на столе
|
КОМПЛЕКС № 2
Текст
|
Движения пальчиков
|
“Ромашка»
«Тюльпан»
Потешка «Алые цветы»
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
|
Соединить обе руки. Прямые пальцы развести в стороны.
Полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка.
Сжимание и разжимание кистей рук на счёт: раз-два.
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретают форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.
|
КОМПЛЕКС № 3
Текст
|
Движения пальчиков
|
«Улитка с усиками». «Раковина улитки».«Ёжик». «Кот»«Волк» |
Потешка «Апельсин»
Мы делили апельсин.
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура.
Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.
Правая рука на столе, левую руку положить сверху.
Ладони соединить, прямые пальцы расставить вверх.
Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх.
Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.
Начиная с мизинца загибать попеременно все пальцы
КОМПЛЕКС № 4
Текст
|
Движения пальчиков
|
«Ножницы» «Колокол» «Дом» «Бочонок с водой» «Пожарник»
Потешка «Прятки»
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали.
|
Указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку ножницами.
Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им.
Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.
Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставить вверху отверстие.
Упражнение с предметом: используется игрушечная лесенка, указательный и средний палец бегут по ней.
Сжимание и разжимание пальцев рук.
|
КОМПЛЕКС № 5
Текст
|
Движения пальчиков
|
«Птички летят» «Птички клюют» «Гнездо»
Потешка «Сорока»
Сорока, сорока, кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала –
Он мал, не дорос,
Воды на кашу не принёс
|
Пальцами обеих рук производить движения вверх, вниз.
Большой палец поочерёдно соединяется с остальными пальцами.
Пальцы обеих рук скруглить и соединить в форме чаши.
При произнесении текста, ребёнок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки, на слова «Этому дала» сгибает поочерёдно каждый палец руки, кроме мизинца
|
См. также: гимнастика для пальцев, пальчиковые игры для детей 5 – 6 лет, развитие мелкой моторики рук дошкольников, крупные возможности мелкой моторики у дошкольников. Польза от занятий по оригами, пальчиковые игры в детском саду, Пальчиковые игры для дошкольников, Пальчиковая гимнастика в стихах с элементами массажа биологически активных зон, Пальчиковые игры для развития речи.
Комментарии
Отправить комментарий